19 апреля 2021 г. в МУ «Центр помощи детям «Родник» г. Магнитогорска состоялся семинар «Самоповреждающее поведение у несовершеннолетних: причины, профилактика, психологическая помощь». Участниками семинара стали педагоги пяти учреждений города (МОУ «С(к)ШИ № 5», МУ «Центр помощи детям «Надежда», МУ «Центр помощи детям «Родник», МУ «Центр социальной помощи семье и детям», МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»). Все эти учреждения вовлечены в реализацию межведомственной программы «Жить», направленной на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних.
Доктор психологических наук, психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, кризисолог, семейный консультант, сказкотерапевт, специалист в области интегративной психологии (МАПН) Ульяна Александровна Зинова раскрыла причины, формы и специфику проблемы самоповреждений у детей и подростков; напомнила педагогам о симптомах депрессии, об алгоритме исследования и индикаторах суицидального риска.
Психолог рассказала и о том, как по внешним и вербальным признакам, особенностям мировосприятия можно «вычислить» подростка с тягой к самоповреждениям. Наиболее подробно остановилась она на профилактических аспектах данного вопроса, назвала наиболее эффективные опросники и методики выявления суицидального риска; программы, на которые может опереться специалист при проведении работы с детьми.
Психолог подчеркнула, что задача специалиста – помочь ребенку раньше, чем его агрессия будет направлена на себя и приведет к трагедии. Чтобы не пропустить «первые звоночки», наряду с точной диагностикой и формированием жизненных ценностей несовершеннолетнего, выстраиванием его личностного и профессионального самоопределения необходимо устанавливать доверительные с ним отношения. Формирование доверия становится основой психологической безопасности ребенка.
Ульяна Александровна привела ряд примеров успешной совместной работы с подростками, сумевшими преодолеть зависимость от самоповреждений.
Семинар прошел продуктивно: участники задавали лектору вопросы, делились своими секретами по выводу детей из тревожных и критических ситуаций. Подобные мероприятия позволяют педагогам проводить профилактику самоповреждающего поведения детей и подростков более профессионально и, надеемся, своевременно предотвращать фатальные последствия.